110 лет Laurin & Klement S

0
263

110 лет Laurin & Klement S

 

110 лет Laurin & Klement S — автомобилю с мировой известностью 

16 апреля 1911 года от компании Laurin Klement вышла модель серии S, которой суждено было стать одним из самых успешных автомобилей бренда. Уже к 1924 году на рынке появилось более 2 000 экземпляров Laurin Klement серии S с разнообразными вариантами кузова, в т.ч. купе Lady и салон-лимузин Kavalier. Модель быстро приобрела мировую известность и стала широко востребованной, причём даже в гоночном спорте. Так, в 1914 году она заняла шестое место в абсолютном зачёте в горной гонке Targa Florio на Сицилии.

 Популярной среди автолюбителей Laurin & Klement S оказалась и в Российской империи. На протяжении всех лет выпуска модель постоянно обновлялась: например, мощность двигателя выросла с 14 до 30 л.с. Это абсолютный успех компании ŠKODA, как позднее, с середины 1920-х, стал называться бренд. 

Компания Laurin & Klement была основана в чешском городе Млада-Болеслав в 1895 году и начала свою деятельность с ремонта и производства велосипедов. С 1899 года компания взялась изготавливать мотоциклы, а осенью 1905 года представила свой первый автомобиль — L&K Voiturette A. Модель отличалась высоким качеством сборки и приятным соотношением цены и технических характеристик, а также низким расходом топлива.

Компания стала быстро развиваться благодаря выпуску всё новых автомобилей разных классов соответственно спросу того времени. Поскольку в начале XX века машина была предметом роскоши, оборот измерялся десятками и сотнями экземпляров.

К началу Первой мировой войны компания Laurin & Klement прославилась как крупнейший автопроизводитель Австро-Венгрии, империи с населением более 50 млн человек, в состав которой входила и Чехия. При этом значительная часть машин шла на экспорт. В Российской империи, одном из главных рынков для чешской марки, автомобили из Млада-Болеслава высоко ценили за надежность конструкции. Испытания дорогами самой большой страны в мире выдерживали далеко не все модели других производителей, даже самых именитых.

16 апреля 1911 года, 110 лет назад, открылся Пражский автомобильный салон. Почётное место на популярной выставке занимал стенд Laurin & Klement. Посетители мотор-шоу имели возможность увидеть коммерческую технику бренда грузоподъемностью до 10 тонн, автобусы вместимостью до 26 пассажиров, а ещё — актуальную линейку новых легковых автомобилей из Млада-Болеслава. Там же была представлена и новая модель Laurin & Klement серии S.

Дополнительная маркировка 12/14 HP имела отношение к бензиновому двигателю модели серии S и расшифровывалась так: 12 лошадиных сил – налоговая мощность, которая рассчитывалась по специальной формуле, 14 сил – фактическая мощность. Четырехцилиндровый бензиновый мотор имел водяное термосифонное охлаждение, боковое расположение клапанов (SV) и рабочий объем 1 771 см3. Мощный маховик располагался спереди, возле радиатора. Мотор, сцепление и 3-ступенчатая коробка передач представляли собой единый агрегат. Двигатель включал систему смазки Friedmann под давлением, с насосом. Зажигание – электрическое, магнето Eisenmann. В совокупности эти характеристики способствовали простоте эксплуатации и общей надежности мотора.

 

110 лет Laurin & Klement S

В основу Laurin & Klement S легла надежная рама лестничного типа, изготовленная из U-образного стального профиля. Неразрезные оси спереди и сзади поддерживались продольными листовыми рессорами. Тормозная система управлялась ножной педалью и воздействовала на часть карданного вала, расположенную сразу за коробкой передач. Здесь также находился и ручной тормоз – рычаг приводил в движение барабанные механизмы на колесах задней оси.

В стандартное оснащение входили колеса, сделанные из прочных пород древесины: металлические части находились лишь в наиболее нагруженных частях. Важным требованием к колесам той эпохи служила простота разборки: на дорогах, где часто встречались гвозди от лошадиных подков, далекие от совершенства шины постоянно нуждались в ремонте.

Клиентам предоставлялся значительный спектр опций. За дополнительную плату можно было приобрести колёса с проволочными спицами, а после Первой мировой войны — и полностью стальные колеса производства Michelin.

На любой вкус и цвет

Максимальная скорость Laurin & Klement S достигала 50-60 км/ч, что определялось удачным выбором кузова. К начальным комплектациям с открытым верхом с двумя или четырьмя сиденьями добавился вариант Vienna в кузове ландо, лимузин Karlovy Vary, салон-лимузин Kavalier, купе для дам Lady и купе для джентльменов Doctor: последние различались по большей части дизайном салона. Коммерческими вариантами служили бортовой грузовик Fortschritt и специальная машина для перевозки багажа под названием Express.

Компания постоянно стимулировала спрос, совершенствуя прогремевшую S-серию. Каждое обновление получало специальный буквенный индекс – от Sa до So. Зачастую в производстве находилось несколько версий одновременно. С течением времени росла колесная база, увеличившись в конечном итоге с 2 688 мм до 3 220 мм. С 1911 по 1925 год в свет вышло более 2 000 автомобилей S-серии. Эта модель стала первой по-настоящему массовой в истории бренда.

Конфигурация четырехцилиндрового мотора сохранилась в прежнем виде, но рабочий объем вырос с 1 771 см3  до 2 413 см3. Тем не менее, мощность двигателя увеличилась с 14 л.с. до 30 л.с. Динамические характеристики моделей серии S подверглись грамотной модернизации через увеличение количества ступеней в коробке передач с трех до четырех.

110 лет Laurin & Klement S110 лет Laurin & Klement S110 лет Laurin & Klement S110 лет Laurin & Klement S

В 1918 году в автомобили начали ставить электрический стартер по заказу клиента. Однако возможность запустить двигатель вручную осталась, несмотря на то, что ручной запуск при новых характеристиках и мощностях требовал хорошей физической подготовки. В 1920-х годах оригинальные ацетиленовые фары с карбидными газогенераторами заменили электрическими фарами головного света.

За 14 лет производства модель Laurin & Klement S завоевала немало спортивных трофеев. Среди самых заметных достижений — большая золотая медаль на гонках в Парме (Италия, 1913 год) и шестое место в общем зачете на сложнейшей гонке Targa Florio в горах Сицилии (1914). Особо были отмечены модели Se и So в чехословацком 2 000-километровом пробеге на выносливость, состоявшимся в 1921 году.

Еще одной важной вехой в истории чешского автопроизводителя стало появление автомобилей с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой – ŠKODA 1000 MB. Для производства 1000 MB завод в Млада-Болеславе был серьезно реконструирован, что сказалось на объемах: с 1964 по 1969 год было выпущено более 440 тыс. экземпляров модели.

Годовой объем производства фабрики в Млада-Болеславе 110 лет назад составлял 336 автомобилей. В 1914 году, на пике производства Laurin & Klement S, собрали 453 машин. В 2020 году ключевое предприятие компании выпустило около 480 тыс. автомобилей.

Источник

Реклама партнера сайта
ПОДЕЛИТЬСЯ